Деловая игра «Я – будущий избиратель» ( сценарий)
Цель: повышение уровня информированности молодёжи по вопросам избирательного права.
Задачи:
- помочь молодежи разобраться в вопросах избирательного права;
- закрепить знания, полученные на уроках обществознания;
- воспитание чувства гражданственности, патриотизма и долга.
Ведущий 1:
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждёт от вас страна.
Ведущий 2: Здравствуйте, дорогие друзья!
Наша сегодняшняя встреча посвящена избирательному праву в Российской Федерации, в чувашской республике, потому что все мы с вами живём в демократическом государстве и должны знать свои права и обязанности по отношению к нему.
Ведущий 1: Актуальность изучения общественных наук для современной жизни трудно оспорить. Будущим политикам, бизнесменам, служащим и просто гражданам нашей страны нужны знания в области экономики, юриспруденции, социологии, политологии, этики, культурологи и философии. Функционально грамотный человек – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё право.
Ведущий 2: Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и в древнем Риме. Там свободные граждане обязаны были участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобрела силу закона.
Ведущий 1: Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала рождению таких понятий, как «активное право», «пассивное право», «списки избирателей», «права человека и гражданина».
Ведущий 2: В Древней Руси царила прямая демократия. Вспомните уроки истории, рассказ о вечевых собраниях. Особенно ярко это проявилось в Новгороде (Новгородское вече) и Пскове. На Новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с XII по XV века.
Ведущий 1: В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX в., когда широким кругам населения было представлено право принимать участие в выборах депутатов в Государственную Думу.
Ведущий 2: В это время впервые в истории Отечества появились избирательные комиссии, шел очень тщательный подбор избирателей, так избирательных прав лишались женщины, молодёжь до 25 лет, студенчество, военнослужащие, не могли участвовать в выборах кочевые народы.
Ведущий 1: Для избирательного права советского периода характерна эффективность, формальность, то есть итоги выборов были заранее предрешены.
В 1994 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», закрепивший постоянный статус избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и установивший порядок их формирования, близкий к современному.
Ведущий 2: На сегодняшний день, когда мы все являемся непосредственными очевидцами становления демократического правового государства в Российской Федерации, народные выборы в представительные органы местного самоуправления являются единственно допустимым способом избрания.
Ведущий 1: Многие из вас скоро достигнуть того возраста, когда можно стать избирателем. Для того, чтобы принимать участие в выборах, стать избирателем нужно ориентироваться в этом вопросе. Для этого мы предлагаем сыграть в деловую игру «Я - ИЗБИРАТЕЛЬ».
Правила игры: необходимо разделиться на две команды, выбрать название и жюри. Вопросы командам задаются по очереди, жюри следит за правильностью ответов, проставляет баллы. Ответы принимаются только после поднятия руки. На обсуждении даётся не более минуты.
Ведущий 2: Блиц-турнир «Разминка»
- На какой срок избирается Президент РФ? (Впервые на 6 лет).
- Во сколько лет человек может стать избирателем? (18 лет).
- Допустимо ли присутствие двух, трёх человек в одной кабинке? (Нет).
- За сколько дней разрешается досрочное голосование? (За 15 дней).
- Какой законодательный акт является основой избирательного права в России? (Конституция РФ).
- Как называются люди, выбранные в Государственную Думу? (Депутаты).
- Имеет ли право наблюдатель выдавать избирательный документ? (Нет).
- В кабине для голосования закреплен простой карандаш. Является ли это нарушением? (Да).
Слово жюри ( по договоренности с жюри).
Ведущий 1: Мы продолжаем. Следующий конкурс «Исторический».
За конкурс можно получить 6баллов. На подготовку отводится 1мин.
Вопросы командам:
1.Объяснить происхождение самого употребляемого слова в предвыборной кампании – «кандидат».
2.Какие способы голосования из истории вам известны?
3. Кто в России был первым всенародно избранным президентом? (Б.Ельцин)
4. Назовите дату, когда был подписан манифест «Об учреждении Государственной думы» (1905г)
5. Когда прошли первые выборы депутатов Барнаульской городской Думы? (1877г.)
6. Кого называли «гласный»? (Член собрания с решающим голосом в Российской империи: с 1785 года гласными назывались депутаты городских Дум).
Ведущий 2: Начинаем конкурс «Знатоки терминов»
Время для подготовки- 30 с. Учитывается скорость и правильность выполнения.
1)Законопроект-проект закона, вносимый на рассмотрение законодательного органа;
2) Депутат – выбранный представитель, член представительного государственного учреждения;
3) Избирательное право – совокупность правовых норм, регулирующих порядок избрания органов государственной власти и местного самоуправления;
4) Референдум – всенародное голосование с целью принятия наиболее важных решений.
Ведущий 1: Пока жюри работает, предлагаю участникам отдохнуть, а зрителям-болельщикам ответить на несколько вопросов, правильные ответы вы можете подарить своей команде.
1.В какой день недели назначается голосование на выборах? (воскресенье)
2.Какой должен быть возраст кандидата на пост Президента РФ – не моложе 35лет, не моложе 45лет; гражданин РФ? (не моложе 35 и гражданин РФ)
3.Кто одержал победу на президентских выборах 2018 г? (В.Путин)
Ведущий 1: Спасибо болельщикам, слово жюри.
Ведущий 2: Участники немного отдохнули, приглашаю к игре.
Конкурс «Лабиринт» для лидеров команд. За ответ максимальный балл- 3. Лидеры отвечают каждый на свой вопрос.